Илья Семёнов. Особенности российского субподряда

Просмотров: 447


Есть у меня один друг, замечательный человек тоже архитектор, как и я, учились вместе. Встретились недавно и разговорились о жизни и о работе. Оказалось, что сейчас он занимается разработкой интерьера одной из станций Московского метрополитена. «Вау!», – подумал я, – «вот это круто, вот это я понимаю!», учитывая, что живёт он в Астрахани. Ну а далее последовали подробности и мой изначальный восторг значительно поубавился.

Мой друг, назовём его Александр, работает в одной из архитектурных мастерских нашего города и получает за свою работу фиксированную зарплату – 17 тысяч рублей в месяц. Ни больше, ни меньше. Ну разве что премия иногда перепадает, и та не сильно большая. И вот за эти самые деньги он и делает вышеуказанную работу. Ещё раз – мой товарищ разрабатывает интерьер станции московского (!!!) метрополитена за 17 тысяч рублей в месяц! Притом что работа эта, разумеется, не одного месяца. Спрашивается – как так получилось? Как вообще получается, что этим проектом занимается человек из далёкой провинции, который ни разу не был ни в Москве, ни в метро вообще. А все очень просто – в этом то как раз и состоит особенность российского бизнеса.

По сути, схемы две – либо тендер, либо субподряд. По первой схеме объявляется конкурс и выигрывает тот, кто назовёт самую низкую цену – эдакий аукцион наоборот. При второй – заказ берёт крупная московская фирма, затем передаёт его более мелкой, а та, в свою очередь, передаёт работу куда-то, где совсем дёшево. В общем-то, цель обеих схем одна и та же – найти того, кто сделает работу максимально дёшево. И находят. Учитывая крайне плачевное состояние сферы строительства и архитектуры в провинциальных городах, к которым относится и Астрахань, многие готовы работать чуть ли не за еду.

Для справки, чтоб стало более-менее понятно положение дел, скажу, что, например, в одной из проектных организаций и без того мизерную зарплату в 5-6 тысяч рублей задерживают уже два месяца, и это нынешняя реальность. А тут какие-никакие деньги и плюс интересный заказ для портфолио. Вот только проблема в том, что в штампе этого проекта будет стоять название московской фирмы и вряд ли кто-то узнает, что он был сделан в Астрахани моим товарищем. Ну и, конечно, никто из нас никогда не узнает, какова реальная стоимость этого проекта...

В Средние века и в эпоху Возрождения множество зданий в России и в Европе было спроектировано и построено неизвестными зодчими. Похоже, что эта тенденция входит в моду и в наше время.
Но абсурдно ещё и другое – многие местные (в данном случае астраханские) заказчики с большими деньгами не доверяют местным архитекторам и дизайнерам крупные объекты, предпочитая их московским, не зная при этом, что чуть ли не половина московских проектов сделана этими самыми провинциалами на субподрядах.

А что касается самой станции метро, то получилась она очень даже неплохо. И теперь, если однажды я вдруг туда попаду, буду с гордостью говорить всем, чья это работа.


11.10.2016


Добавить комментарий