Новости \ Февраль 2017

Коуч - плацебо для бизнесмена?
09 февраля 2017 г. 20:40     716
БИЗНЕС

О модном явлении, всё больше набирающем популярность в Астрахани.


Последнее время в Астрахани стало очень распространено такое явление, как бизнес-коучинг (business coaching: от английского «business» – дело, предпринимательство и «coaching» – инструктирование, тренировка, наставничество). По сути, это система обучения людей предпринимательству, то есть его организации и правильному ведению. Практически каждый, кто имеет аккаунт в социальных сетях, сталкивался с предложениями поучаствовать в «тренировке», чтобы узнать, как «разбогатеть за три дня», «приобрести мышление миллионера» и тому подобное. Мы решили разобраться, насколько эффективно такое обучение, и каковы его реальные цели.

 

Бизнес-тренировка

Наиболее оптимален бизнес-коучинг для малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей (ИП), а также тех, кто лишь собирается основать собственное дело. Они – та целевая аудитория, на которую рассчитывают «тренеры», размещая в интернете объявления о проведении учебных занятий. Поскольку именно они принимают решения в своем бизнесе (или намереваются это сделать, когда станут предпринимателями), но пока не знают с чего начать.

Бизнес-тренеры с готовностью «подхватывают» желающих стать новыми Рокфеллерами и с удовольствием берутся за их обучение. Методы их организации выбираются всевозможные: лекции, семинары, коучинги (тренировки), тренинги и тому подобное, либо все вперемешку. Происходит это, следует признать, довольно успешно. Только в Астрахани, не считая региона в целом, в настоящее время действуют более двадцати организаций, подпадающие под рубрику «личностные тренинги и семинары».

 

Business coaching – 1. Система профессиональных взаимоотношений между специалистом по развитию и росту бизнеса, а также повышение мотивации (коучем) и клиентом, выражающаяся в поддержке и сопровождении человека до получения им необходимого результата в соответствии с его потребностями (ru.wikipedia.org). 2. Работа над достижением профессиональных и личных целей клиента в его организации и бизнесе (subscribe.ru).

 

Такое количество подобных структур явно говорит о востребованности бизнес-коучинга среди астраханцев. Вполне возможно, что этому способствует широкая пропаганда предпринимательства, реализуемая руководством Астраханской области с начала 2000-х годов, а также декларируемая поддержка в виде уменьшения бюрократических процедур.

Например, в декабре 2016 года губернатор Александр Жилкин провел первое заседание штаба по снижению административных барьеров для бизнеса, где неоднократно прозвучала цель власти – повышение инвестиционной привлекательности территории.

Надо сказать, эта масштабная агитация, а также естественное стремление астраханцев работать на себя дают определенные результаты. Можно себе представить масштаб перемен, которые коснулись бизнеса. В первом квартале 2016 года, по данным регионального минэкономразвития, в Астраханской области было 6 тысяч 578 средних, малых и микропредприятий, а также 28 тысяч 452 индивидуальных предпринимателя. То есть всего более 35 тысяч субъектов малого бизнеса. В целом, к субъектам малого и среднего предпринимательства относится более 35% зарегистрированных юридических лиц и около 20% всех работников предприятий Астраханской области.

Вот почему почва для бизнес-коучинга в нашем регионе весьма благодатная. Есть и еще одна причина, также берущая начало в коридорах власти. В Астраханской области действует инвестиционный совет, который ежегодно выделяет миллионы рублей из бюджета на поддержку проектов, признанный особо важными для территории. Как мы уже писали ранее, в этом году одним из таких проектов стало строительство ряда объектов по утилизации твердых коммунальных отходов.

Согласно «Инвестиционному порталу Астраханской области», в регионе действует порядка 150 инвестплощадок, реализуется 78 инвестпроектов (12 уже выполнено) и планируется еще 29. Все это требует не только капиталовложений, но и тех, кто будет готов работать в бизнесе. Желающие есть, и для организаций, проводящих бизнес-тренинги, это самая благодатная почва. Даже в условиях экономического кризиса и западных санкций.

 

Учить не переучить

Стоит отметить, что чаще всего методы привлечения потенциальных слушателей бизнес-курсов довольно навязчивы: личные сообщения, комментирование постов в социальных сетях с указанием гиперссылки на определенный учебный сайт, размещение рекламных баннеров и т.д. Организаторы подобных мероприятий не скупятся и на обычную рекламу, поскольку, как известно, цель оправдывает средства. И потом, ведь речь идет о желающих стать бизнесменами, а что может быть важнее в этом, чем стартовый капитал? Бизнес-тренеры именно это и твердят своим слушателям: первостепенное вложение – это знания. Будут знания, появятся и деньги. Откуда эта странная, на первый взгляд, логика?

 На самом деле ничего странного. Бизнес-коучинг возник в 1980-е годы как вид психологического консультирования, направленный на то, чтобы справиться бизнесменам или желающим таковыми стать с неуверенностью и внутренними опасениями. А придумал его американец Томас Леонард, начинавший финансовым консультантом, а в 1992 году основавший «Университет коучей».

По сути, человек нашел прекрасную нишу для заработка: желающих стать бизнесменами много, да не у всех сразу получается, а некоторые попросту боятся. Вот и придумал Томас Леонард создать некое подобие науки, стоящей на стыке экономики и психологии, разработав 28 профессиональных и развивающих программ. Например, «Личный фундамент», «Сертифицированный стратег», «Независимая терпимость» и другие.

С тех пор, как был придуман бизнес-коучинг, идея широко распространилась по миру. Большинство современных тренеров – последователи Томаса Леонарда, потому активно продвигают его книги: с броскими названиями: «Просто блестящий», «Отличительность», «Рабочая мудрость» и другие. Количество техник, применяемых бизнес-тренерами, исчислению не поддается. Проще сказать: сколько наставников, столько и техник. Например, «Колесо жизни». Она используется для расстановки приоритетов. Или «Что бы сделал ваш герой?», во время которой нужно отвечать на вопросы от имени отвлеченного персонажа. Фильма или книги, например. Также тренеры порой слушают рассказы учеников, придумывая приемы и упражнения.

Иными словами, вся система под названием «бизнес-коучинг» направлена на ускорение личностного роста человека или, проще говоря, обучение его не бояться придумывать и реализовывать свои идеи. И тут возникает резонный вопрос: если речь идет, прежде всего, о решении психологических задач, то какое место отводится бизнесу? По сути, второстепенное. Он – лишь «поле», на которое проецируются техники. С тем же успехом можно было бы проводить тренинги на тему «Как стать художником», «Как стать водителем» и т.д.

 

От разговоров до реальности

К сожалению, большинство людей не понимают: обучение бизнесу, коль речь идет не о получении высшего или среднего профессионального образования, априори должно преследовать совсем иные, конкретные цели. Например, как зарегистрировать ИП или малое предприятие, как платить налоги, какую сферу бизнеса выбрать и методы его ведения и многое другое. Причем не вообще, а применительно к реалиям Астраханской области, поскольку помимо федерального законодательства, регулирующего работу малого и среднего бизнеса, есть региональное.

Ничему из перечисленного многочисленные так называемые бизнес-коучи не учат. Их задача – сначала убедить слушателей в наличии у них серьезных психологических ограничений, мешающих стать успешными бизнесменами, а затем, когда те безоговорочно поверят, начать помогать в решении сложностей. Мы не случайно пишем «начать помогать», поскольку ни один бизнес-коуч не станет убеждать слушателя в стопроцентной готовности стать новым Биллом Гейтсом и начать зарабатывать миллиарды. Ведь если это так, зачем нужны дальнейшие тренинги? 


Спасибо, что читаете нас!

Пожалуйста, поделитесь этой информацией с вашими друзьями в соцсетях, используя кнопки ниже. Свои замечания и предложения оставляйте в комментариях.


Добавить комментарий